Круговерть событий смутного времени оказалась трагической
для Деревской и Бежецкой пятин, наиболее приближенных к околомосковским
границам: они обезлюдили на 90%. Исчезли деревни и дороги к ним, заросли пашни
и сенокосы. Казалось жизнь навсегда покинула эти места…
Очень медленно всё возвращалось «на круги своя…». А в начале
XVIIIв. Произошли уже
значительные перемены, и постепенно оживились мстинские берега. Новой столице
России Санкт – Петербургу требовалось очень многое: хлеб, продовольствие, лес и
лесоматериалы, железо, другие строительные материалы, парусина, пенька для
канатов….
Один из водных путей, связывающих Волгу с Петербургом,
проходил по Мсте. Река Мста( длина 445км, берет начало из озера Мстино Тверской
обл., впадает в озеро Ильмень Новгородской обл.) издавна входила в состав
водного пути «из варяг в арабы», соединявшего Балтийское море с Каспийским.
Еще новгородские словене, варяжские дружины, многочисленные
гости Великого Новгорода «ходили» по
этому пути. В 1935 году на правом берегу Мсты на «Большом острове» (тогда
территория 5-го цеха комбината «Красный керамик») был найден клад из 60 серебряных
арабских монет «дирхемов», относившихся к XIII-IX
вв. Эти монеты свидетельство торговых связей с «арабами», как называли жителей
далекого Востока.
В 1703 году часть этого древнего водного пути получает
название Вышневолоцкого, первой искусственной водной системы, созданной царём
реформатором Петром Великим, главной транспортной магистрали России XVIII- первой половины XIX в.
(Длина его от Рыбинска до Санкт-Петербурга 1324 версты.)
С 1719 по 1765г. Вышневолоцкий водный путь (ВВП) находился
«в содержании» Михаила Ивановича Сердюкова (1678-1754), новгородского купца и
предпринимателя, талантливейшего гидротехника – самоучки, подлинного создателя
водной системы, пригодной для эффективной эксплуатации, и его сына, Ивана
Михайловича Сердюкова (17…- 1761), достойного помощника и продолжателя дела. В
1742г. (Императрица Елизавета Петровна пожаловала М.И. Сердюкова «за службы ево»
потомственным дворянством.) Ими были построены Тверецкий, Цнинский каналы,
Вышневолоцкое водохранилище, несколько бейшлотов (плотин) выше порогов на
притоках Мсты, организована чистка фарватеров и т.д.
![]() |
| Михаил Иванович Сердюков (1678-1754) |
В 1765г. ВВП перешёл в ведение государства: сначала сюда был
назначен управляющий, а в 1774г. последовал Указ Екатерины II, по которому шлюзы и каналы, а также все находящиеся на них
строения (заводы, мельницы, кузницы, дома, лавки) были приняты в «казенное
ведение», а наследникам Сердюкова « за все их привилегии» было выдано 170 тысяч
рублей. С целью улучшения управления весь путь был разделен на три участка:
Вышневолоцкий (от Рыбинска, Твери до озера Мстино), Мстинский(от Мстинского
шлюза до Новгорода), Волховский (от Новгорода до Ладожского озера). По нему
проходило три каравана судов: весенний, летний, осенний.
| Погрузка барки |
Количество судов за период навигации (апрель- октябрь)
доходило в отдельные годы до 6 тысяч барок
(команда барки состояла из 50-60 человек, а грузоподъёмность составляла
от 5000 до 7000 пудов.)и 3 тысяч плотов
с лесом и дровами. Стоимость перевозок по воде была дешевле в 10 раз,
чем стоимость перевозок гужом.
« Вот порог! Прочь, порог!» С таким многократным
традиционным заклинанием проходила весь опасный участок команда барки.
Серьёзным препятствием в системе Вышневолоцкого водного пути
являлись мстинские Боровичские пороги. Таких порогов, подводных каменных
лестниц, от Опеченского Посада до Потерпелицкой пристани (ныне посёлок
Пристань) на участке 30км, насчитывалось около 40 при падении воды 62 метра. Мста
здесь – настоящая горная река. Она врезается в отложения древнего моря, бывшего
около 75 млн лет назад, и образует глубокий каньон с отвесными берегами –
обнажениями горных пород. Каждый порог имел своё название. Самыми опасными
считались Вып(ь), Бели, Ёгла, Витцы, Ласточка…
| Шивера и порог на Мсте. |
***
«…Вода здесь, набегая
на крупные гряды камней… шумит, как в котле, кипит, бешено наталкиваясь крутыми
волнами на такие груды, где есть вход, но нет выхода. Стоят камни непрерывной
стеной – вода оборачивается назад, делает круги… брызжет вверх, взбивает пену…
делает опасные обороты… Водяная сила тут велика…»
Максимов С. Куль хлеба и его похождения. СПб., 1894. С.286.
***
«…На Боровицких
порогах на Мсте- реке сотни глаз наблюдали, как пущенные без людей коломенки и барки,
и струги трепещут на страшной водяной тёрке каждой досточкой и в секунду
разлетаются на куски. Купцы крестили и целовали каждую, и прилюдно падали на
колени, и обещались разными обетами, но ежедневно гибло по две-три купецкие
барки с вином и хлебом, с кожами и тканями со всей страны. Клеопин и сам
смотрел на то, затаив дыхание: «Сильными в порогах валами раскачает так, что
коломенка учнёт изгибаться, как тонкий
пруток в руке изгибается. И железо от сильного изгибания лоскочет, и в боках
(коломенок) досчатые сростки раздаются по вершку и больше» (из официального
донесения Н.Клеопина.) С казенного
железного каравана Боровицкие пороги взяли данью на сей раз (в июне 1732г.-
Л. Подобед.)одну коломенку и одну барку».
Корепанов Н.С. Никифор Клеопин. Екатеринбург. 2000
Деятельность на Боровичских порогах была под постоянным
контролем правительства вплоть до конца XIX века. По указу 1749г. О проходе барок предписывалось сообщать
в сенат еженедельно. Сам Пётр I
в бытность свою проходил по порогам неоднократно, последний раз в 1724г. «Катеринушка, друг мой сердешнинькой,
здравствуй. Я вчерась прибыл в Боровичи, слава Богу, благополучно, здорово, где
нашел наших потрошонков (детей, Анну и Елизавету.- Л. Подобед.)и с ними вчерась поплыл на одном судне… зело
мучился от мелей», - пишет Пётр I царице с дороги в июне
1724г.
С 1749 года здесь ежегодно производились различные работы
для того, чтобы как –то обезопасить прохождение речных судов: были построены
деревянные бейшлоты на наиболее крупных притоках Мсты- Березайке (1746г.,
перестроен в каменный в 1797г.), Увери (1747, перестроен к каменный в 1794г.),
Кемке (1749); чистился фарватер, выравнивались береговые уступы, для смягчения
ударов барок о берега были сооружены деревянные «обрубы», упругие «заплыви»;
устроен оптический телеграф с десятью мачтами для передачи известий об авариях
на Опеченскую пристань и т. Д. За проведение судов через пороги взималась
особая плата. Была определена должность командира Боровичских порогов. В его
штате насчитывалось от 200 до 300 человек: офицеры, инженеры, техники, унтер –
офицеры и рядовые, нестроевые. Служба здесь была достаточно престижной, в том
числе и для выходцев из известных дворянских фамилий. Командирами Боровичских
порогов в разные годы служили генерал-майор М.А. Муравьёв, инженер – капитан
М.А. Сиверс, инженер – капитан Э.К. Крузенштерн и др.
Ответственная роль при проходе через Боровичские пороги возлагалась на лоцманов. Этим ремеслом
владели местные жители с давних времен. Писцовые книги 1564г. Называют их
кормщиками. В Боровичах в конце XVIв.
Их всего 10 человек: Сенка Ларионов, Васюк Кириллов, Павелко Александров, Китко
Евдокимов, Иванко Климов, Куземка Иевлев, Васюк Кузмин, Харитонко Окулов, Фетко
и Иванко Онтоновы.
Указом 1720г. Было основано «Общество боровичских лоцманов»,
которому предоставлялись различные привилегии. За хорошую работу
предусматривались поощрения: награждения почётными знаками, званиями, деньгами,
шитыми золотом и серебром кафтанами т.д.; за злые умыслы, взятничество, «озорничество»
- суровые наказания.Для казны у местных помещиков государство выкупало
способных к лоцманскому ремеслу крепостных крестьян с землёй.
Особым почётом пользовались «просьбенные» лоцманы, заслужившие авторитет: им иногда удавалось за день провести до трёх барок. В разные годы в лоцманской артели на Опеченской пристани, переименованной в 1821г. в посад с учреждением в нем ратуши, насчитывалось от 100 до 200 человек.
Особым почётом пользовались «просьбенные» лоцманы, заслужившие авторитет: им иногда удавалось за день провести до трёх барок. В разные годы в лоцманской артели на Опеченской пристани, переименованной в 1821г. в посад с учреждением в нем ратуши, насчитывалось от 100 до 200 человек.
![]() |
| Опеченская пристань. М.Иванов. Акварель. 1785г |
«В Посаде живут
учрежденные Петром лоцманы в опрятных двухэтажных домах, на мещанских правах и
обычаях и на мещанскую стать даже снаружи. Ходят лоцманы в длинных сибирках,
подпоясанных кушаками. Снимет на работе сибирку – он в красной рубахе с
напуском на панталоны сверху рубахи и в
жилетке с металлическими пуговицами. Народ солидный, осанистый, здоровый и
крепкий, знающий себе цену и очень разумный».
Максимов С. Куль хлеба и его похождения. СПб. 1894.
Жили лоцманы и в Опеченском Рядке, в Ёгле… Существовала
жесткая конкуренция. Даже в судорабочие лоцман брал только своих людей из
близлежащих деревень. Сложились династии лоцманов: Барановы, Малышевы,
Кузнецовы, Бочковы, Зуевы…
Начиная с середины XIX века судоходство на ВВП стало «прогрессивно падать…»: были
освоены более спокойные Мариинская и Тихвинская водные системы, построена
Николаевская железная дорога (1851г.)
В 1892 году ВВП был официально закрыт для транзитного
движения. В Боровичах почти прекратилось судостроение. Сотни лоцманов и судовых
мастеров в поисках работы перешли на Мариинскую и Тихвинскую водные системы, уехали
в Санкт – Петербург, Кронштадт на заработки. После национализации речного флота
в 1918 году местное мелкое судоходство на Мсте прекратилось, а сплав леса,
деловой древесины и дров, плотами и россыпью, увеличился и осуществлялся до
конца 1950-х годов.


Комментариев нет:
Отправить комментарий